Илана Хабас: «Я радуюсь, отпуская игрушку в большую жизнь»

 

Уронили Мишку на пол. Оторвали Мишке лапу. Да, случается и такое —это жизнь. Лапу пришили. Мишку очистили от пыли, погладили по ушастому затылку и передали в новые руки: «Держи, это мой лучший Друг. Мы с ним и ангиной сто раз болели, и от обиды вместе плакали, секретами делились и конфетами, под одеялом прятались, когда за окном гремела гроза. Мне этот Мишка от мамы достался. А теперь он твой. Передаю по наследству». В скольких семьях так было — ну, или почти так.

Девочка и Мишка. Художник       Екатерина Бабок

К появлению на свет плюшевого медведя причастен… 25-ый президент США Теодор Рузвельт (время его правления: 1901-1909). Будучи заядлым охотником, он однажды пожалел и отпустил на волю заблудившегося в лесу медвежонка. Может, и вправду отпустил, а, может, так задумали «пиарщики» Белого Дома. Как бы там ни было, но легенда о президентском благородстве пошла в народ, и вскоре малыши Америки и Европы уже засыпали в обнимку с мишкой Тедди (от имени Теодор — в честь Рузвельта), ставшим самой модной игрушкой начала 20-го века.  

У Тедди какое-то особенное обаяние — а иначе чем объяснить, что и сегодня, в век конструкторов «Lego» и компьютерных игр, он до сих пор нужен детям. И взрослым — тоже.  Взрослым, может, даже еще больше.

Авторская работа Иланы Хабас

С игрушечных дел мастером Иланой Хабас мы познакомились в Нетании, на израильской ярмарке мастеров «Яркая жизнь», полной разноцветья: украшения, картины, керамика, торты, мыльные букеты… Ее серо-бурые медведи внимательно наблюдали за ярмарочной суетой грустноватыми своими глазами-бусинами. Взгляд у каждого такой, что мимо пройти невозможно. О чем молчишь, Мишка?..

Илана Хабас приехала в Израиль из Украины 26 лет назад, еще подростком. Говорит сама о себе, что это два разных человека — до переезда и после. Самое яркое воспоминание из прошлой жизни — «Артек», куда ей посчастливилось попасть случайно. Выросла она в Николаеве, часто гостила у бабушки в Одессе, теперь живет в Хайфе.

В школе, куда ее определили после репатриации, Илане не понравилось. Она проявила характер и уехала в другой город, в сельскохозяйственный интернат. Вдали от мамы ей, домашней девочке, было очень нелегко. Умение постоять за себя, освоенное еще в первом классе украинской школы,  пригодилось ей и в Израиле, когда пришлось защищаться самой или же вступаться за младшего брата. 

Она с детства мечтала стать художником. И стала, в конце концов, получив в Израиле специальность: «станковая живопись». Долгое время работала в студии, где писала копии картин под заказ, но ничего творческого в этой работе, по словам Иланы, не было. О том, что контора эта однажды закрылась, она ничуть не жалеет. А вот о том, что давно не брала в руки кисть, говорит с грустью. Правда, при этом уточняет, что к живописи ее пока не тянет.

Авторская работа Иланы Хабас

Свою первую игрушку Илана шила, зная уже, что скоро будет мамой. Захотелось сделать что-то доброе, мягкое, уютное. Получился дракончик. Потом пошли зайцы, кошки и медведи. С рождением дочки Шейлы плюшевый «зоопарк» на время закрылся, но теперь она подросла и стала крепче спать. Проснулась — а на нее уже смотрит новая игрушка, с которой, впрочем, мама не всегда разрешает играть.  

Медведи Иланы Хабас, сделанные по заказу или же для участия в ярмарках, «живут» и в разных домах, и в разных странах. Те, что еще не разъехались, будут представлены на персональной выставке в галерее Unity-Art, которая должна была открыться еще в апреле 2020-го, но, в связи с карантином, отложена до июня. А если еще точнее — то до того момента, когда жизнь в Израиле вернется в свой оживленный, полный культурных событий, ритм.

А пока у Иланы есть время поговорить — об авторской игрушке и не только.

У мамы был песцовый воротник…

 Если взрослый человек обнимает во сне плюшевого медведя, в этом не стыдно признаться, как вы думаете?

— Думаю, ничего плохого в том, что любимая с детства игрушка сохранилась и стала другом на всю жизнь. Так или иначе, все мы дети — кто старше, кто — младше.

— Вы помните день рождения вашей первой авторской игрушки?

— Самой-самой первой? О, это грустная и, в то же время, смешная история. Мне было шесть лет, а у мамы был песцовый воротник, пристяжной такой, на крючках. Продолжать?

— Да, уже интересно…

— В общем, этот воротник я превратила в нечто милое, пушистое, с хвостиком. Мама меня наказала, а воротнику вернула его прежний облик. Ну а первая игрушка, за которую меня не ругали, появилась уже много лет спустя — дракончик, сшитый в ожидании дочки, из китайского серебристо-голубого пледа… Однажды, как-то неожиданно для нас с мужем, выяснилось, что я на четвертом месяце беременности. И сразу нашлось объяснение моему странному поведению: и повышенному аппетиту, и нервному состоянию, которое сказывалось даже на моих любимых комнатных растениях.

Обычно женщины впадают в уныние на тему: «мне нечего надеть». Меня же удручало другое: «мне некого обнять». Самочувствие не позволяло мне работать, и я искала, чем бы себя занять. Так появился мой дракончик. Когда дочка немного подросла, я снова вернулась к своему увлечению. В апреле 2019-го я, к моему собственному удивлению, я оказалась участницей небольшой ярмарки, а за день до этого успела даже открыть бизнес.

Авторская работа Иланы Хабас

— Ваши медведи — почти как люди. С выражением, с характером. У них наверняка есть жизненный прототип…

—  Да, это медвежонок, которого в детстве я видела в доме одной девочки. Мишка был трофейным, из вытертого мохера, набитого древесной шерстью. Меня восхищало, что он еще и рычит! Не так-то я и дружила с той девочкой, но приходила к ней часто — специально, чтобы с мишкой поиграть. Дедушка моей приятельницы привез его из Германии, с войны. Позже, когда я всерьез увлеклась историей игрушечных медведей, я узнала, что сделан он был на фабрике немецкой фирмы Steiff.

Мне даже удалось найти ту самую выкройку, по которой его сшили, ну а детали восстановила уже по памяти. Я сделала точно такого же мишку, и сейчас с ним играет моя дочь…

И тогда я купила свой первый мохер… Как же я боялась прикоснуться к нему ножницами!

Шейла, дочь Иланы Хабас Хабас, со своим плюшевым другом

Ну, что — так просто взяли и сшили?

— Не так просто, конечно. Читала статьи и на русском, и на английском, смотрела видео, портила материал, пока не стало получаться, «как в кино». И тогда я купила свой первый мохер… Как же я боялась прикоснуться к нему ножницами! Сегодня вспоминаю об этом с улыбкой. В Израиле, между прочим, никаких материалов не найти, поэтому приходится заказывать их за границей и экономить.

А как придать игрушке характер?

— Когда берешься делать игрушку, нужно представлять себе финальный вариант. И вот тут порой случаются казусы: мастер видит ее по-своему, а она вдруг сама подсказывает, какой ей хочется быть. Идти против воли рождающегося существа очень больно. Поэтому, даже выполняя заказ, я оставляю право за игрушкой выбрать свой облик.

Авторская работа Иланы Хабас

 

— Ваши мишки выглядят потертыми и повидавшими жизнь…

— Есть такой стиль — «винтаж». Игрушки, выполненные в этом стиле, состарены искуственно, чтобы зрительно прибавить им «возраст». Как будто им много лет — просто обращались с ними бережно.

— Почему медведи, хоть и маленькие, но такие увесистые?

— Для достоверности. Классического мишку набивали тем, что было под рукой — тряпками, соломой, опилками. Ну а сегодня, при изготовлении мишек, выполненных в стиле «натюр» (в переводе с французского — «природа») используется специальная техника утяжеления: гранулят, бисер, обработанная мраморная крошка, гречка — в общем все, что может придать мишке вес живого  существа.

Даже повзрослев, можно оставаться в душе ребенком и коллекционировать игрушки

Ваши домашние к игрушкам вас не ревнуют?

— Рыбки не ревнуют, а муж периодически ворчит, что всех моих медведей побреет, но сомневаюсь, что до этого дойдет. Когда за свой первый заказ я получила деньги, он сказал: «Ладно, сиди, шей». Но если на плите что-то сгорит-убежит, недоволен, конечно. И он, и моя мама считают, что игрушки для меня — это хобби, правда, очень дорогое. И с этим не поспоришь: стоимость игрушки едва покрывает расходы на материал и его доставку, которая зачастую дороже, чем содержимое посылки. С другой стороны, я вообще-то мало трачу на себя: меня не интересуют бриллианты и всякие там женские штучки, я равнодушна к нарядам.

Авторская работа Иланы Хабас

— В Израиле ценят авторскую игрушку?

— В Израиле, как и везде, люди разные: и прагматики, и романтики. Думаю, история страны всегда накладывает отпечаток на ее обитателей. Германия, к примеру, породила не только Гитлера, но и Гауфа, Гофмана, и братьев Гримм. А Франция — Шарля Перро. Есть свои сказочники и в Ирландии, Скандинавии, Шотландии, Исландии. Все эти страны объединяет долгая история и огромный пласт мифологии, которая, в общем-то, тоже часть истории.

Израилю нет еще даже и сотни лет. Откуда только ни съезжаются сюда эмигранты — потомки разных культур. Тора, насколько я знаю, не приемлет «идолов» и запрещает отождествление игрушки с живым существом. Иное отношение к этому у ашкеназов, приехавших из стран, где игрушка — спутник малыша, его друг. Даже повзрослев, можно оставаться в душе ребенком и коллекционировать игрушки.

 — Вы легко расстаетесь со своими игрушками?

— С теми, кто хочет уехать, — да. Правда, это пока случается не так часто, поскольку я еще в начале творческого пути. Но я всегда радуюсь, отпуская игрушку в большую жизнь.

Авторская работа Иланы Хабас

 P. S. Страница Иланы Хабас в Facebook: Decor toy studio

 

Татьяна Цирульская (Бюро семейных ценностей)

 

Бюро семейных ценностей: мы поможем сохранить историю вашей семьи – в персональных фильмах, фотографиях, книгах, сказках и интервью-портретах

Комментарии
Loading...