Татьяна Хохрина: День памяти моей бабушки

Вот такой пост несколько дней назад я нашла в Фейсбуке на странице писательницы Татьяны Хохриной. Ее умные и тонкие не придуманные рассказы всегда о том, что понятно и дорого каждому из нас.

Завтра День памяти моей бабушки. Она прожила очень длинную жизнь, испытаний в которой хватило бы на население небольшого европейского государства. Она видела погромы, гражданскую войну, голодомор, эвакуацию, Отечественную, Холокост и даже Перестройку. Она ждала сестру, отправившуюся за мужем в лагеря, и взяла ее в свою семью тогда, когда многие другие отказывались от самых близких. Она приняла и обогрела вернувшихся с фронта родных, чьи оставшиеся семьи погибли под немцами. Она было простой, выросшей в местечке, малообразованной женщиной. На всю жизнь, кстати, доказавшей мне своим примером, что образование и ум — не одно и то же и не вытекают друг из друга. Она потеряла большую часть своей огромной семьи в расстрельных рвах и на полях сражений и потом долгое время поддерживала их уцелевших детей.

Она была умницей и красавицей, обожаемой мужем, но очень рано ставшей вдовой, и сохранила ему верность на всю долгую после его ухода жизнь. Она боготворила мою маму — ее единственную и четырнадцать лет ожидавшуюся дочь, никогда не расставалась с ней, она вырастила нас с сестрой и была нашей подругой, советчицей и защитницей. Она была сердцем, душой и хозяйкой нашего дома, трудясь до последнего дня и не требуя соблюдения трудового законодательства. Мудрости в ней было на десятерых и, когда я читаю всякие пошлости и гадости про тещу, мне даже в голову не приходит, что это могло бы к ней относиться. Дитя ортодоксальной семьи, она оказалась шире и терпимее многих государственных деятелей и на своем не очень правильном русском языке умудрялась договориться и дружить с русскими, казахами, украинцами и всеми другими, кого встречала на пути. К ней на фаршированную рыбу и наполеон напрашивались отпетые антисемиты, а куличи она пекла на всю православную часть нашей родни.

Мне было 35, когда ее не стало, умом понять это было несложно, а сердцем принять невозможно. Вроде всегда мы мечтали жить отдельно, но мне жаль, что у моей дочки бабушка при всей бесконечной любви была на расстоянии. Мы с сестрой очень часто по бабушке тоскуем, цитируем ее словечки и выражения, и тогда нам кажется, что в наших доме пахнет ее пирогами, а на плече лежит ее теплая рука…

Бюро семейных ценностей: мы поможем сохранить историю вашей семьи – в персональных фильмах, фотографиях, книгах, сказках и интервью-портретах

Читайте также
Комментарии
Loading...